КАМНИ И МИНЕРАЛЫ. Способы обработки металлов

Камни и минералы

Вы находитесь здесь: Камни и минералы - главная страница Металлы в ювелирном деле Способы обработки металлов

Способы обработки металлов

Золотым и серебряным делом в старину называли ремесло, которое связано с художественной обработкой металлов, в первую очередь золота и серебра. По своему назначению предметы из золота и серебра издавна подразделялись на две группы: сосуды и украшения. В настоящее время, когда изготовление художественных изделий из золота, серебра, драгоценных камней и прочих материалов поставлено на поток, оно производится в большинстве своем не с помощью ручного труда, а с помощью штамповки и прочих поточных производств, все эти области стали называться одним общим термином «ювелирное производство». Однако, делая экскурс в историю ювелирного искусства, мы будем употреблять забытые ныне термины.

Золото, серебро и медь поддаются сходной тепловой и холодной обработке. Есть несколько способов их обработки.

Литье

При этом виде обработки плавкие металлы разливаются в формы. Перед литьем изготавливается модель из воска, свинца, меди, дерева. Те части предмета, которые должны быть особенно прочными, отливаются в формах из песка. Наилучшие отливки получают по медным моделям. В XIX в. изобретены гальванопластические отливки.

Чеканка

Чеканка

В процессе чеканки золото, серебро и медь раскатываются в тонкий лист, охлаждаются, не теряя при этом упругости и эластичности. Декор выбивается на наковальнях с помощью молоточков, чеканов и пуансонов различной величины и формы. Можно выковать изделие из целого куска, а можно работать с несколькими кусками, которые затем припаиваются друг к другу. Высочайшего совершенства в чеканном рельефе (особенно при наличии фигур) в средние века достигли французские и немецкие златокузнецы, в XV в. итальянские, и в конце XVI в. нюрнбергские мастера. Большими виртуозами чеканки были нидерландские златокузнецы XVII в. Уже в древности применялась чеканка по твердой модели, в особенности для выделки фигур. Золотой или серебряный лист разгонялся по бронзовой или железной модели, а затем снимался с нее. древнего происхождения также «чеканка в твердых формах» (плоский рельеф) и прессование листа между двумя формами (штампами) из камня, бронзы или железа. При этом один штамп несет на себе рельеф-образец, а другой представляет его выемку. Эту технику, называемую штамповкой, мы встречаем уже на золотых пластинках из Микен II тысячелетия до н.э. Машинная штамповка и чеканка появились в конце XVIII - начале XIX в.

Тиснение

Это родственная техника, при которой образец выдавливается во всех деталях на одной стороне металлического массива. Тиснением изготавливались главным образом монеты и медали, а в эпоху Ренессанса также орнаментальные полосы и розетки, которые припаивались или приклепывались к сосудам.

Канфарение

Откованные и отлитые изделия нужно еще обработать резцом и напильником и отполировать. С помощью канфарения предмету и придается подлинное изящество, живость и художественная завершенность. В древности она была известна под названием торевтики.

Гравировка

Гравировка - чернь

Гравировка также относится к искусству канфарения. Рисунок наносится острым грабштихелем на гладкий предмет. Чтобы сделать изображение более четким, в выгравированные места втирается черная краска. Так возникает «чернь». В конце XVIII в. для гравировки стали применять машины — эта техника стала называться гильоширование, а с начала XIX в. была перенесена из токарной обработки дерева и полностью вытеснила кустарное художественное гравирование.

Травление

Травление - техника, родственная графике. Предмет покрывается смолой или слоем асфальта, смешанного с пчелиным медом, а затем на нем процарапывается декор. При погружении предмета в едкую щелочь процарапанные места протравливаются, а поверхность вокруг них, часто поврежденная вмешательством инструмента, тускнеет. Так возникает очень неглубокий и мягко проступающий рельеф.

Филигрань и гранулирование

Филигрань (от лат. filum — проволока) представляет собой украшение из тонких золотых или серебряных проволок, которые сворачиваются в спирали или усики и решеточки и припаиваются к предмету. Гранулирование (granum — зернышко, лат.) представляет собой способ украшения, который заключается в напаивании золотых или серебряных зернышек. Обе эти техники применялись еще в античности, особенно этрусками, но были популярны также в средние века и во времена барокко.

Ажурная работа

Декоративная техника, которая состоит в прорезывании или пропиливании декора напильником или в отливке с оставлением пустых мест. Сюда же относится вырезание по листу. При этом возникают усикообразные спирали, витые натуралистические листы и цветы. Ажурная техника была особенно популярна во времена поздней готики и Ренессанса, вырезание — в позднюю готику.

Эмаль

Эмаль

Эмальерная техника относится к числу важнейших в златоделии. Декор из эмали представляет собой живописное сопровождение золотого изделия. Эмаль — порошкообразная размолотая и окрашенная стеклянная масса — разводится на воде или растительном связующем (мед, смола), наносится на металлическую поверхность и обжигается при 700-800°С в муфельной печи. При этой температуре металл прочно соединяется с эмалью. На протяжении столетий появлялись различные эмальерные техники, позволившие достичь разнообразных художественных эффектов. Предварительной ступенью собственно эмали была чернь.

Чернь представляет собой черную массу из серебра, меди, свинца, серы и буры, которая наносится на выгравированное или травленое изображение и обжигается на слабом огне. Чернь, известная уже в древности, была излюбленным украшением в XI и XII вв. и особенно в эпоху Ренессанса, которая черпала образцы из украшенного чернью восточного оружия. Эта техника еще сегодня применяется в Индии и других восточных странах, а также на тульских оружейных изделиях.

Перегородчатая эмаль

Эмаль перегородчатая

Перегородчатая эмаль - самая древняя из известных форм эмальерного дела. На золотую поверхность напаиваются перпендикулярно основанию тонкие золотые перемычки, которые образуют ячейки для внутренних и внешних контуров изображения, заполняемые разноцветной стеклянной массой. После обжига поверхность шлифуется и полируется. Техника эта, известная еще в Египте, Греции, Риме и на Востоке, достигла своего совершенства в раннее средневековье в Византии и в Германии в эпоху первых германских императоров.

Разновидность перегородчатой эмали — сканная эмаль, при которой цветные поверхности эмали разделяются и оконтуриваются проволоками. Сканная эмаль типична для готики в Трансильвании и для итальянских произведений XV-XVII вв.

Выемчатая эмаль

Эмаль выемчатая

Выемчатая эмаль выполнялась прежде всего на меди и бронзе. При этой технике с помощью долота и штихеля в металле делаются неглубокие выемки, которые создают изобразительную композицию. Эти выемки заполняются стеклянной массой, которая обжигается и по охлаждении шлифуется. Эта техника, применявшаяся еще в римское время кельтскими племенами, была особенно распространена в XII и начале XIII веков. Главные центры находились в областях Мааса и Нижнего Рейна и во французском Лиможе.

Прозрачная эмаль по серебру

Называется также просвечивающей эмалью по серебру, особой популярностью пользовалась во времена готики в XIV и XV вв. Изображение процарапывается или вырезается на серебряной основе и покрывается прозрачной стеклянной массой, так что серебряный фон отражает проникающий свет.

Эмаль по рельефу

Ее довольно точно описывает Бенвенуто Челлини. Эмаль по рельефу была излюбленной и высоко ценилась при Бургундском дворе в XV в. и позднее в Богемии во времена Рудольфа (ок. 1600 г.). Отлитые фигуры целиком или частично оплавляются жидким стеклом, благодаря чему возникает цветная эмалированная поверхность. Таким же образом можно эмалировать рельефы.

Живописная эмаль

Живописная эмаль называется также лиможской эмалью и является способом обработки, применявшимся сначала при бургундском дворе около 1400 г. и затем достигшим своего расцвета в Венеции и Лиможе в XV—XVII вв. Металлическая фольга, по большей части медная, покрывается слоем одноцветной эмали. На этот фон цветными эмалевыми красками наносится изображение, которое в большинстве случаев обрамляется золотом и обжигается.

Живопись по эмали

Живопись по эмали отличается от предыдущих техник. Здесь используются не эмалевые краски по эмалевой основе, а краски из чистых окислов металлов по белому эмалевому основанию. В этой технике, которая напоминает роспись по фарфору, в XVIII в. выполнялась прежде всего миниатюрная живопись на табакерках, часах и туалетных гарнитурах. Украшением такой росписи часто бывает также золотой рельеф.

Роспись холодным способом

Роспись холодным способом применялась главным образом в средние века и в эпоху Ренессанса. Разумеется, цветной лак со временем осыпался, так что до наших дней сохранилось лишь немного таких предметов. В XVIII в. на золотых табакерках, часовых футлярах и рукоятках вееров достигали орнаментального эффекта применением золота различных оттенков. Уже на микенских кинжалах мы встречаем золото двух сортов.

Инкрустирование

Инкрустирование

Инкрустирование представляет собой введение благородного металла в железную или бронзовую основу. Оно выполняется двояким способом: или на поверхность подвергаемого чеканке металла кладут золотой лист, целиком разгоняя его в основу, благодаря чему оба металла накрепко соединяются друг с другом, или изображение гравируется на более твердом металле и в линию контура набивается серебряная или золотая проволока. Поверхность шлифуется или полируется. Эти операции мастерски выполнялись испанскими маврами, китайцами и японцами. Ренессанс заимствовал эту технику из прославленного дамасского оружия, откуда и выражение «изготовлять дамасскую сталь»

Золочение

Чашка позолоченная

Золочение является важной златодельной операцией, ибо при этом менее ценные металлы приобретают вид золота. Золочение производят одним из трех способов: холодным путем, на огне и в жидком состоянии.

Древнейший способ золочения, известный еще до нашей эры и во времена императорского Рима, заключается в обивании серебряной или бронзовой основы золотым листом (холодное золочение). С 1743 г. этим способом также серебрили, после того как в Шеффилде было установлено, что медная основа поддается серебрению и без припаивания, то есть посредством одной только прижимной прокатки серебряного листа. В последнюю четверть XVIII в. этот вид серебрения — лакирование серебра - получил широкое распространение в Англии. Наиболее благородный вид золочения — золочение на огне, также известно уже с античных времен. Золото смешивают с ртутью, наносят на предмет в виде тонкого слоя пасты и подвергают обжигу. При этом ртуть испаряется, а золото соединяется с металлической основой, Но так как испаряющаяся ртуть вредна для здоровья, отыскивали другие способы. Сегодня используют открытый в 1805 г. Бруньятелли способ гальванического золочения, который совершается в гальванической ванне посредством пропускания электрического тока.


загрузка...



Меню

Камни и минералы по алфавиту: А  Б  В  Г  Д  Ж  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Я

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика